Тема диплома: «Налоговое администрирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции».
Дипломная работа состоит из 91 страницы (89 страницы без учета приложений), 7 иллюстраций, 4 таблицы, 57 источников литературы, 2 приложений.
Защита – январь 2015 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции 8
1.1. Понятие, цели, субъекты налогового администрирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции 8
1.2 Предмет налогового администрирования производства и оборота алкогольной продукции 14
1.3. Метод административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся на алкогольном рынке 24
Глава 2. Способы налогового администрирования производства и оборота алкогольной продукции 35
2.1. Лицензирование как способ налогового администрирования производства и оборота алкогольной продукции 35
2.2. Налоговая политика государства как способ налогового администрирования правоотношений на алкогольном рынке 44
2.3. Государственная монополия как способ налогового администрирования правоотношений на алкогольном рынке 53
Глава 3. Совершенствование механизма взимания акцизов с алкогольной продукции 60
3.1. Пути совершенствования государственной экономической политики, направленной на повышение эффективности взимания акцизов с алкогольной продукции 60
3.2. Проблемы и предложения по решению проблем взимания акцизов с алкогольной продукции 70
Заключение 77
Список использованных источников 84
Приложения 90
Введение
Одним из высокодоходных видов предпринимательской деятельности является алкогольный бизнес. Во все времена доходы от виноводочной деятельности приносили государственной казне значительные поступления. Одним из методов государственного администрирования оборота алкогольной продукции является налоговое администрирование в части налогообложения акцизами на алкогольную продукцию.
Очередные изменения акцизного налогообложения касаются как расширения состава подакцизных товаров, так и изменения порядка исчисления по уже существующим подакцизным товарам. Налоговые доходы, администрируемые ФНС России, за период с 2006 по 2014 гг. выросли почти на 83%, а роль акцизов в формировании налоговых доходов почти не изменилась: по итогам 2014 г. удельный вес акцизов по товарам, произведенным на внутреннем рынке РФ, составил 3,19% против 3,09% - в 2006 г. Приведенные данные свидетельствуют о том, что фискальная функция акцизов не является приоритетной для властей.
С 2012 года в России наблюдается рост акцизных ставок на алкоголь и табачную продукцию. На 2014-2016 Правительство РФ планировало повышать на 10-25% в год акцизы на крепкий алкоголь. Для алкогольной продукции крепостью свыше 9% (кроме пива, вина, шампанского) акциз повысится с 400 рублей за литр безводного спирта до 500 рублей в 2014 году. На слабоалкогольные напитки крепостью менее 9% – до 400 рублей за литр безводного этилового спирта.
Однако наблюдается и негативная тенденция повышения ставок на акциз: легальное производство и продажа алкогольной продукции снизились на 15-20% по оценкам экспертов. Кроме того, падение показателей работы отрасли, стало следствием недавних изменений в законодательстве, регулирующем алкогольный рынок. В связи с этим рост акцизов на алкоголь в РФ в 2015 году будет заморожен, то есть ставки останутся на уровне 2014 года. Такое решение прописано в последней версии основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы.
Рынок алкогольной продукции в России имеет свои специфические особенности, среди которых: структура потребления алкогольной продукции, ограничения в способах продвижения, фальсификация продукции и жесткое государственное регулирование производства и оборота алкогольных товаров. Данные особенности оказывают определенное влияние на деятельность участников рынка, организацию и развитие бизнеса. Структура потребления имеет непосредственное отношение к портфелю брендов компании, создает приоритеты в производстве и продаже тех или иных видов продукции.
Для российского рынка характерно преобладание крепких спиртных напитков в общей структуре потребления. В последние годы наблюдается тенденция роста доли слабоалкогольных напитков и пива, а также смещается акцент в сторону употребления дорогих крепких напитков премиум-класса.
Ограничения в способах продвижения алкогольной продукции непосредственно влияют на маркетинговую политику фирмы и варианты построения коммуникаций с потребителем. Все большее значение приобретает соответствие внешнего вида продукции (упаковки, этикеток, стекла), а также качества жидкости требованиям государственных стандартов и регламентов. Высокий уровень нелегального оборота алкогольной продукции создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует дополнительной защиты потребителей от подделок. Причинами столь большого количества подделки алкогольных товаров являются, во-первых, неэффективный контроль над оборотом со стороны государства, во-вторых, отсутствие дешевых алкогольных продуктов вследствие высоких ставок акциза, сложности сертификации и таможенных процедур.
В настоящее время одним из направлений усиления контроля со стороны полномочных органов государственной власти является повышение внимание проблемам регулирования и законности производства и реализации алкогольной продукции. В первую очередь это связана с высокой ролью акцизного налогообложения алкогольной продукции в доходах бюджета.
Контроль алкогольного оборота, повышение ставок акцизов, влияние на цены на спиртосодержащую продукцию формирует и регулирует рынок алкоголя в стране. Политика усиления надзора за оборотом алкогольной продукции и ужесточение мер приводят к сокращению числа участников рынка алкоголя, что позволяет упростить и улучшить контроль за оборотом подакцизной продукции, осуществить реализацию государственных программ оздоровления нации.
Акцизы выполняют не только фискальную функцию (пополнение бюджета), но и регулирующую функцию. Например, основными товарами, которые в обязательном порядке облагаются акцизами во всех развитых государствах, являются табачная и алкогольная продукция («налоги на грехи» – так иногда называют акцизы). Такое налогообложение объясняется не только возможностью эффективного пополнения бюджета, что и определяет высокие ставки на акцизы, но и стремление ограничить с помощью высоких цен потребление вредной для здоровья продукции.
На уровне хозяйствующего субъекта, производящего алкогольную продукцию, первостепенным налогом, без сомнения, является не налог на добавленную стоимость, и даже не налог на прибыль, а акциз. Мало того, что акцизы существенной увеличивают налоговую нагрузку, уплата данных налогов связана со сложным документооборотом, нарушение правил которого ведет к административным и налоговым санкциям.
Все вышесказанное объясняет актуальность исследования и формулирует ее цель – изучение и раскрытие проблем налогового администрирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции в современной России для разработки предложений по совершенствованию взимания акцизов с алкогольной продукции.
Поставленная цель определила задачи, которые будут решены в ходе исследования:
1) раскрытие понятия и экономической сущности налогового администрирования производства и оборота алкогольной продукции, его предмета, субъекта и методов;
2) рассмотрение организации налогового администрирования производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации;
3) разработка мер по повышению эффективности механизма взимания акцизов с алкогольной продукции.
Объектом данной работы являются акцизы на алкогольную продукцию как элементы косвенного налогообложения. Предметом изучения является действующий механизм контроля за исчислением и взиманием данного вида акциза.
В исследовании освещены вопросы теории налогового администрирования, проблемы регулирования алкогольного рынка, роста акцизных ставок на производство алкогольной продукции, взимания акцизов, а также предложены мероприятия по совершенствованию механизма налогового администрирования акцизов с оборотов на алкогольном рынке.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении положенного в основу исследования понятия «налоговое администрирование производства и оборота алкогольной продукции». Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные предложения и рекомендации по совершенствованию практики налогового администрирования производства и оборота алкогольной продукции позволят повысить эффективность налоговой системы страны.
В ходе исследования применялись системные и институциональные подходы в сочетании с использованием широкого спектра общенаучных и специальных методов научного познания, в том числе абстрагирования, сравнительного анализа, субъектно-объектного, экономико-статистического, метода экспертных оценок.
Методологической и теоретической основой дипломной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых и исследователей в области экономики.
Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Правительства РФ, Указы Президента РФ, Налоговый кодекс РФ, инструктивно-методические документы Министерства финансов РФ, распоряжения ФНС РФ, справочные материалы официальных статистических органов РФ, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, данные периодической печати, интернет источники.
Эмпирическая база исследования представлена материалами статей, научных конференций, обсуждений в интернет-форумах.
Данную работу Вы можете использовать в качестве образца при подготовке собственного исследования. Чтобы приобрести (купить) работу, свяжитесь с автором по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Другие доступные способы связи указаны в разделе Контакты.