Анализ регионального рынка труда (реферат)

Оцените материал
(11 голосов)

Рынок трудаИсследовательская работа на тему "Анализ регионального рынка труда на примере Свердловской области". Работа была заказана студентом одного из ВУЗов г. Екатеринбург. В исследовании использованы реальные статистические сведения, ссылки на которые приведены в списке литературы. Работа была защищена с первого раза, доработок не потребовалось, преподаватель поставил оценку отлично. 

Стоимость подобной работы по экономическим дисциплинам "под ключ" начинается от 3000 рублей и зависит от требований. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

Содержание

Введение
1. Характеристика рынка труда Свердловском области
1.1. Характеристика участников рынка труда Свердловской области
1.2. Конъюнктура рынка труда Свердловской области
1.3. Инфраструктура рынка труда Свердловской области
1.4. Конкурентная ситуация на рынке труда Свердловской области
2. Перспективы развития рынка труда Свердловской области
Заключение
Список использованных источников

Введение

Экономический кризис, охвативший в последние годы как мировой рынок так и некоторые региональные рынки, оказывает существенное влияние на все экономические сферы, в том числе на рынок трудовых ресурсов. В современных условиях, в организациях наблюдается оперативное сокращение расходов, что в первую очередь проявляется в сокращении неквалифицированных кадров и «излишних» рабочих местах. Под сокращение в данной ситуации попадают молодые кадры, т.к. ожидания раскрытия трудового потенциала сотрудника обходится работодателю слишком дорого.
Сложившаяся в настоящее время кризисная ситуация скорректировала уровень заработных плат и темпы их роста. Данная тенденция оказалась преимуществом для работодателей, так как на рынке труда определился адекватный реалиям уровень оплаты труда. А для работодателей появилась возможность привлекать на соответствующие должности эффективных специалистов за более низкие ставки оплаты труда.
В регионе Свердловская область ситуация на рынке труда осложняется монопольным положением градообразующих организаций, отсутствием альтернативного трудоустройства, а также низкими переговорными способностями соискателей как участников рынка труда.
Целью исследования является анализ рынка труда Свердловской области.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Обозначить и дать характеристику участникам рынка труда Свердловской области.
2. Исследовать конъюнктура рынка труда Свердловской области .
3. Изучить и проанализировать инфраструктуру рынка труда Свердловской области.
4. Провести оценку конкурентной ситуации на рынке труда Свердловской области.
5. Выявить перспективы развития рынка труда Свердловской области.
Объектом исследования выступает рынок труда Свердловской области. Предмет исследования составляют социально-экономические отношения субъектов рынка труда.
В ходе осуществления исследования были использованы общенаучные методы дедукции и индукции, анализа и синтеза. Широкое применение получили приемы системного подхода, статистической обработки данных, дескриптивный и сравнительный анализ.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Службы занятости населения Свердловской области, статистические материалы общественных экономических институтов, ежегодно составляемые экономические и общественно-политические индексы, а также социологические и иные исследования.

1. Характеристика рынка труда Свердловском области

1.1. Характеристика участников рынка Свердловской области

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы [10].
Субъекты (участники) рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы, другие участники (учебные заведения, рекрутинговые агентства, базы данных вакансий и так далее) [11].
Участниками рынка труда Свердловской области являются:
1. Государство – через департамент по труду и занятости (далее – Департамент), через законы и госпрограммы, регулирующие миграционную политику, мобильность соискателей, создание особых экономических зон, использование профессиональных стандартов.
Департамент в соответствии с полномочиями осуществляет следующие функции и полномочия.
А. В сфере развития трудовых отношений и социального партнерства:
- осуществляет анализ социально-демографической ситуации в регионе;
- осуществляет совершенствование трудовых отношений через проекты, мероприятия и программы;
- совместно с другими структурами администрации области участвует в разработке условий оплаты труда работников государственных учреждений;
- проводит мониторинг рынка профессий;
- осуществляет мониторинг потребности экономических субъектов Свердловской области в необходимости и подготовке квалифицированных кадров;
- обобщает практику применения законодательства о труде и проводит анализ реализации государственной политики в сфере труда;
- проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений.
Б. В сфере осуществления расчета прожиточного минимума, мониторинга и анализа показателей уровня жизни и доходов населения:
- осуществляет расчет потребительской корзины и прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения области;
- осуществляет мониторинг и анализ показателей, характеризующих уровень жизни населения области;
- проводит мониторинг задолженности по выплате заработной платы в организациях
- и так далее [1].
Кроме этого, Департамент осуществляет полномочия и задачи в сфере условий и охраны труда, в сфере реализации государственной политики по содействию занятости населения, включая гарантии государства по обеспечению конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы и другое [1].
3. Учебные заведения – ВУЗы и СУЗы, осуществляющие подготовку профессиональных кадров, а также коммерческие образовательные заведения – для развития, переподготовки, повышения квалификации персонала.
24 учебных заведения высшего профессионального образования, базирующихся непосредственно в самой области, 42 филиала высших учебных заведений [12]. В самом Екатеринбурге находится около 42 учебных заведений среднего профессионального образования [13].
В 66 образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования имеются маркетинговые службы, занимающихся вопросами профессиональной ориентации граждан различных категорий [4].
4. Рекрутинговые агентства, позволяющие оперативно решать острые проблемы с кадрами.
На сегодняшний день в Екатеринбурге работает 43 агентства, оказывающих услуги подбора персонала. Из них 6 кадровых компаний не занимаются подбором квалифицированного персонала, а оказывают услуги подбора временного персонала или аутстаффинга. В дальнейшем анализе эти компании не учитывались. С апреля 2015 года в Екатеринбурге появилось 2 новых кадровых агентства, при этом 4 игрока покинули рынок, в том числе закрылся филиал международного кадрового агентства. На сегодняшний день среди рекрутинговых компаний четкую отраслевую специализацию имеет только 1 агентство, эта компания работает в сфере информационных технологий. Остальные компании, так же как и в прошлом году, подбирают персонал во многих отраслях и сферах. Чаще всего внутри агентства выделяются несколько направлений, на которых специализируются консультанты [7].
5. Специализированные СМИ, информационные порталы, позволяющие компаниям самостоятельно подбирать персонал, а соискателям выбирать новое место работы.
В Свердловской области функционируют 11 профильных ресурсных центров развития программ профессиональной ориентации, содействия профильному и предпрофильному обучению [4].
6. Сами работодатели, через реализацию осознанной кадровой политики, направленной на привлечение и удержание лучших специалистов.
7. Непосредственные участники трудовых отношений – рабочая сила или наемные работники.
Основные участники рынка труда взаимодействуют между собой, устанавливая равновесие спроса и цены на рабочую силу. К ним относятся три основных субъекта. С одной стороны – это наемные работники. Они могут объединяться в профсоюзы, представители которых защищают интересы трудового коллектива. С другой стороны выступают работодатели. Они также могут объединяться в союзы. Но чтобы не привести к бесконтрольному взаимодействию этих двух основных сил рынка труда, присутствует и третья сторона. Это государство, а также его соответствующие органы [15].
Участники рынка труда – это взаимосвязанные силы. Изменение силы влияния каждой из них приведет к нарушениям работы всей системы. Чтобы рынок труда мог нормально функционировать, его регулируют законодательные нормы, акты, которые четко оговаривают права каждого участника. Это позволяет создать равные возможности для всех субъектов для осуществления своих потребностей [15].
К основным функциям механизма взаимодействия указанных рынков относятся, на наш взгляд, следующие:
1) обеспечение взаимосвязи, сбалансированности элементов механизмов рынка труда и его субъектов;
2) согласование их экономических интересов;
3) реализация социально-экономической политики государства в области обеспечения занятости и подготовки кадров [16].
Исследуя участников рынка труда Свердловской области, можно сделать заключение о том, что их взаимодействие определено социальным благополучием общества. Следователь, их взаимодействующие связи подчиняются определенным механизмам рыночного устройства, а точнее закону спроса и предложения с региональной спецификой, выраженной монополистическим положение муниципальных органов власти и государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, коих в области избыточное количество. Каждый участник обладает специфическими функциями, полномочиями, обязанностями и правами.

1.2. Конъюнктура рынка труда Свердловской области

Конъюнктура рынка труда – характер соотношения между спросом на труд и предложением труда, который характеризует реальную возможность трудоустройства для ищущих работу лиц. В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:
- трудодефицитная (превышение спроса на труд над предложением труда);
- трудоизбыточная (превышение предложения труда над спросом на труд, т.е. наличие безработицы);
- равновесная, при которой достигается соответствие спроса на труд предложению труда [14].
По сведениям Департамента [2], в январе – декабре 2015 года 8 624 организации заявили в органы службы занятости Свердловской области сведения о потребности в работниках. Заявленная потребность для замещения свободных рабочих мест составила 160 299 вакансий, из них для замещения свободных рабочих мест по рабочим профессиям – 113 425 вакансий, или 70,7 процента от общего количества заявленных вакансий.
Численность граждан, зарегистрированных в отчетном периоде в качестве безработных, составила 74 132 человека [2].
По состоянию на 01.01.2016:
1) заявленная потребность для замещения свободных рабочих мест составила 30 143 вакансии (на 01.01.2015 – 38 951 вакансия);
2) численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, –34 127 человек (на 01.01.2015 – 26 574 человека) [2].
Спрос и предложения рабочей силы на рынке труда по видам экономической деятельности представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Спрос и предложения рабочей силы на рынке труда Свердловской области в 2015 г.

Вид экономической деятельности за январь – декабрь 2015 г. на 01.01.2016
Заявлено вакансий, ед. % к 2014 г. Признано безработными, чел. % к 2014 г. Вакансии, ед. Безработные, чел.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7378 77,3 2727 105,5 1333 1531
Рыболовство, рыбоводство 5 35,7 11 100 0 5
Добыча полезных ископаемых 2450 88,4 1605 138,8 164 755
Обрабатывающие производства 26 213 45,0 13642 112,8 5185 6637
Производство и распределение электроэнергии, газа 4262 87,5 2555 115,8 347 960
Строительство 9512 28,2 4507 144,6 2176 2148
Оптовая и розничная торговля 22648 72,5 13279 140,3 8836 6230
Гостиницы и рестораны 4405 39,8 1571 133,0 717 695
Транспорт и связь 13543 66,4 4226 122,8 2341 2101
Финансовая деятельность 2969 139,4 2814 168,2 591 1353
Операции с недвижимым имуществом, аренда 13400 68,4 4833 133,1 2360 2379
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 7623 74,6 3295 120,6 1169 1406
Образование 22070 90,2 5287 91,2 1189 2186
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14066 92,0 3804 111,9 2828 1939
Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг 9708 85,2 3179 117,4 875 1503
Деятельность домашних хозяйств 47 88,7 4 66,6 19 1
Не определено 0 0 6793 139,3 13 2298
Итого 160299 62,8 74132 123,2 30143 34127

Источник: [2]

Наибольшую долю вакансий, заявленных по состоянию на 01.01.2016, составляют вакансии предприятий оптовой и розничной торговли – 29,3% от общего количества вакансий; обрабатывающего производства – 17,2%; учреждений здравоохранения и предоставления социальных услуг – 9,4%; организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, – 7,8 %.
В январе–декабре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года заявленная потребность в работниках снизилась на 37,2%. Наибольшее снижение отмечено в организациях строительства – на 71,8%, на предприятиях рыболовства и рыбоводства – на 64,3%, в организациях гостиничного и ресторанного бизнеса – на 60,2%.
Наибольшая доля граждан в общей численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Свердловской области, отмечена по таким видам занятий, как: квалифицированные рабочие крупных и мелких предприятий – 15,5%, доля неквалифицированных рабочих составила 15,5%, операторы, аппаратчики, машинисты (промышленных установок) – 15,1%, специалисты высшего уровня квалификации – 11,6%, руководители (представители) органов власти – 11,5%.

Чтобы проанализировать ситуацию с трудоустройством в муниципальных районах области, составим табл. 2.

Таблица 2 – Информация о ситуации на рынке труда муниципальных образований Свердловской области (по состоянию на 1 января 2016 г.)

Муниципальное образование Численность населения Доля граждан, состоящих на учете в целях поиска подходящей работы (% от общей численности населения) Численность граждан, состоящих на регистрационном учёте в целях поиска подходящей работы Заявленная работодателям и потребность в работниках
1 2 3 4 5
Северный управленческий округ    
Ивдельский ГО* 22468 1,6% 354 203
ГО Карпинск 30418 3,6% 1105 387
Качканарский ГО 42273 1,5% 644 297
ГО Краснотурьинск 63790 1,9% 1200 322
ГО Красноуральск 24020 2,8% 676 361
Нижнетуринский ГО 26654 2,0% 525 192
Новолялинский ГО 22108 3,1% 694 132
Североуральский ГО 42086 2,6% 1084 184
Серовский ГО 106775 1,7% 1802 472
ГО «г. Лесной» (ЗАТО) 51339 1,4% 700 829
Всего по группе - - 8784 3379
Горнозаводской управленческий округ    
Верхнесалдинский ГО 46962 1,4% 672 527
Кировградский ГО 27135 3,4% 929 165
Кушвинский ГО 39459 2,0% 770 183
Невьянский ГО 42276 1,3% 548 132
ГО город Нижний Тагил 360086 1,0% 3686 2199
Новоуральский ГО (ЗАТО) 85292 2,0% 1680 631
Итого по группе  -  - 8285 3837
Западный управленческий округ    
Артинский ГО 28139 2,8% 791 143
ГО Верхняя Пышма 79537 1,4% 1115 761
ГО Красноуфимск 39852 2,9% 1167 326
Нижнесергинский муниципальный р-н 41516 1,3% 558 226
ГО Первоуральск 149279 1,1% 1612 1165
Полевской ГО 70619 0,8% 566 393
ГО Ревда 63820 1,2% 738 453
Шалинский ГО 20471 2,4% 494 106
Итого по группе - - 7041 3573
Южный управленческий округ    
Асбестовский ГО 68451 3,2% 2202 1724
Березовский ГО 73916 1,2% 851 802
ГО Богданович 46066 0,9% 397 558
ГО город Каменск-Уральский 172749 1,7% 2983 1573
ГО Сухой Лог 48989 1,1% 545 318
Сысертский ГО 62244 1,5% 906 1008
Итого по группе  -  - 7884 5983
Восточный управленческий округ    
ГО МО город Алапаевск 43889 2,7% 1186 138
Артемовский ГО 57062 2,1% 1191 284
Байкаловский муниципальный район 15351 3,8% 578 146
ГО МО город Ирбит 37681 3,5% 1306 363
Камышловский ГО 26573 2,2% 585 317
Пышминский ГО 19748 1,5% 294 136
Режевской ГО 48001 1,4% 676 323
Тавдинский ГО 40292 2,4% 962 418
Талицкий ГО 45214 1,3% 593 304
Тугулымский ГО 20935 1,7% 363 143
Туринский ГО 26568 2,3% 599 194
Итого - - 8333 2766
ГО МО «г. Екатеринбург» 1461372 0,6% 8118 16096
ИТОГО - - 48462 35636

*ГО – городской округ
Источник: составлено автором по сведениям Департамента на основании предоставленной информации от соответствующих муниципальных образований [17] 

Таким образом, наиболее сложная ситуация с трудоустройством в городских округах и муниципальных образованиях: Карпинск, Красноуральск, Новая Ляля, Североуральск, Кировград, Арти, Красноуфимск, Асбест, Алапаевск, Байкалово, Ирбит.
По экспресс-информация о положении на рынке труда Свердловской области также возможно составить характеристику напряженности на рынке крупнейших городов (таблица 3).

Таблица 3 – Состояние напряженности рынка труда крупнейших городов Свердловской области на 1.01.2016 г.

Показатель Екатеринбург Нижний Тагил Каменск-Уральский Первоуральск Краснотуринск Верхняя Салда Алапаевск Ирбит
Численность населения, тыс. чел. 1428 357 171 125 61 44 44 37
человек численность трудоспособного населения, тыс. чел. 720,8 199,5 93,5 78,1 37,9 30,8 23,1 21,1
средняя заработная плата, тыс. руб. 34,3 31,0 30,5 29,8 30,7 34,5 23,9 25,2
количество безработных, чел. 6 325 2 304 2593 1047 1083 - - 1232
Уровень регистрируемой безработицы 0,89 1,07 2,47 1,34 2,86 0,74 2,69 3,45
Коэффициент напряженности 0,5 1,3 1,7 1,2 3,7 1,0 11,0 2,6
Коэффициент напряженности по рабочим профессиям 0,4 1,5 2,1 1,0 5,3 1,3 11,6 5,7
Коэффициент напряженности по инженерным кадрам 0,96 1,69 0,31 0,49 0,25 0,67 3,0 0,42

Источник: составлено автором по сведениям Департамента на основании предоставленной информации от соответствующих муниципальных образований [17]

Коэффициент напряженности на рынке труда – показывает, какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учёте в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию, т.е. определяется соотношение спроса и предложения на рабочую силу
Наиболее напряженная остановка на рынке труда наблюдается в Алапаевске, наиболее благоприятная обстановка наблюдается в столице региона. Высокая напряженность по рабочим профессиям и инженерным кадрам также наблюдается в Алапаевске. В то же время минимальная напряженность в по инженерным кадрам наблюдается в Краснотуринске, а наибольшую заработную плату получают в Верхней Салде.
Таким образом, в целом по состоянию на 01 января 2016 года потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), заявленная работодателями, составила 30 143 единицы, из них доля вакансий по рабочим профессиям составила 51,7 процента от всех вакансий. Коэффициент напряженности на 01 января 2016 года составил 1,3, в том числе 1,1 безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на одну вакансию, что является невысоким показателем. Особая потребность наблюдается среди рабочих специальностей. Чтобы удержать рабочих и технических специалистов, предприятия в первую очередь стараются избавиться от офисных работников, специалистов гуманитарных направлений. Особенностью нынешнего кризиса является то, что на бирже труда дольше всего находятся в основном руководители отделов и высококвалифицированный административно-управленческий персонал.

1.3. Инфраструктура рынка труда Свердловской области

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
При определении сущности инфраструктуры рынка труда нужно учитывать следующие ее особенности:
1. Инфраструктура рынка труда – это многофункциональная система, включающая в себя различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и его социальной защиты.
2. Институты и организации, создающие правовые, финансово-экономические и информационные механизмы регулирования рынка труда.
3. Институты и механизмы, направленные на создание благоприятных условий формирования и эффективного развития рынка труда [3].
В рамках данного раздела проанализируем работу следующих инфраструктурных участников:
1) служба занятости населения области;
2) кадровые и рекрутинговые агентства.
Показатели деятельности службы занятости приведены в табл. 4.

Таблица 4 – Показатели деятельности Службы занятости населения Свердловской области в 2014-2015 гг.

Показатель 2014 2015 Изменения
Абсол. Темп роста,%
 За отчетный период    
1 Количество заявлений граждан о предоставлении государственных услуг, чел. 475121 484277 9156 101,93
2 из них по: содействию в поиске подходящей работы 136987 155516 18529 113,53
3 Численность граждан, признанных безработными, чел. 60120 74132 14012 123,31
4 Численность граждан, снятых с регистрационного учёта в целях поиска подходящей работы в связи с трудоустройством, чел. 92758 99444 6686 107,21
5 Численность граждан, направленных на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования по направлению государственного учреждения службы занятости населения, чел. 7354 6632 -722 90,18
 По состоянию на конец года    
6 Численность граждан, состоящих на регистрационном учёте в целях поиска подходящей работы, чел. 37856 39914 2058 105,44
7 Численность безработных граждан, чел. 32654 34127 1473 104,51
9 Численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, чел. 26895 28362 1467 105,45
10 Заявленная работодателями потребность в работниках, чел. 31241 30143 -1098 96,49

Источник: составлено автором по данным Департамента [17]

В связи с ростом безработицы (+23,3%) количество обращений граждан за содействием в трудоустройстве в государственные органы увеличилось на 13,5%. При этом темп роста снятых с учета граждан (+7,2) ниже темпов роста обратившихся, свидетельство того, что граждане не всегда информируют Службу занятости о трудоустройстве. За период наблюдается снижение числа граждан, направленных по курсы переподготовки в связи с отсутствие достаточного финансирования. При росте безработицы количество вакансий, заявленных работодателями, снизилось на 3,5%.

Проанализируем работу кадровых агентств.
На май 2016 г. в Екатеринбурге работает 43 агентства (рис. 1), оказывающих услуги подбора персонала. Из них 6 кадровых компаний не занимаются подбором квалифицированного персонала, а оказывают услуги подбора временного персонала или аутстаффинга [7].

 Динамика количества кадровых агентств

Рис. 1. Динамика количества кадровых агентств с 2009 по 2016 гг. [5]

Значительную долю на рынке предоставляемых услуг занимают агентства с возрастом от 5 до 15 лет. Как правило, это агентства, работающие на рынке города Екатеринбурга, такие как «Кадровик», «Ракурс», «Карьера плюс», «Леон», «Персонал Про», «Лидер», «Деловой центр» и региональные – «Дженирейтинг групп», «Кадровые технологии», «Status personal», «Технологии кадровых решений», «Nova Consulting» [7].
Качественный состав Уральского рекрутмента стабилен: почти 50% этого рынка в Екатеринбурге, Челябинске и Перми формируют компании, стоявшие у истоков этой отрасли в России в конце 90-х, начале 2000-х. Эти кадровые агентства имеют серьезный профессиональный опыт, они пережили не один экономический кризис. Но, тем не менее, рынок продолжает развиваться, приходят новые игроки, готовые составить конкуренцию [7].
Кадровые агентства в Екатеринбурге работают во всех ценовых сегментах. Обратившись в кадровое агентство, можно подобрать персонал менее чем за один размер среднемесячного дохода требуемого специалиста. В некоторых компаниях действует фиксированная стоимость на подбор, например, стоимость услуг в массовом сегменте в этих компаниях составляет в среднем 15 000 – 20 000 рублей. Но в большинстве случаев сумма комиссионных агентству за подбор специалистов колеблется в пределах от 11% до 19% от годового фонда оплаты труда специалиста. В верхнем ценовом сегменте, как правило, работают международные компании. Стоимость подбора персонала зависит также и от предоставляемых гарантий: условий прохождения испытательного срока и количества замен в случае увольнения специалиста. Явная тенденция последнего времени – это предоставление рекрутинговых услуг без предоплаты за работу. Подавляющее большинство компаний на Урале готовы идти на риск и работать без первоначального взноса со стороны клиента. Представители агентств уточняют, что готовы браться за работу с предоплатой, только если оценивают проект как «рискованный».
На следующем этапе была рассчитана доля трудоустроенных рекрутинговыми агентствами в численности безработных. Вклад крупнейших рекрутинговых компании в сокращение уровня безработицы составляет менее половины процента (табл. 5).

Таблица 5 – Численность трудоустроенных крупнейшими рекрутинговыми агентствами по отношению к численности безработных в Свердловской области в 2013-2015 гг., %

Название агентства Численность трудоустроенных рекрутинговыми агентствами по отношению к численности безработных, %
Годы Рост показателя, %
2013 2014 2015 2014 2015 2015
к 2013 к 2014 к 2013
«Вентра Урал» 0,25 0,19 0,76 76 400 304
«ManpowerGroup Russia» - 0,24 0,24 - 100 -
«IBC Human Resources» 0,14 0,17 0,16 121,4 94,1 114,2
«Adecco Russia Group» 0,09 0,12 0,13 133,3 108,3 144,4
«Люди Дела» 0,08 0,09 0,09 112,5 100 112,5
«Карьера» 0,06 0,08 0,08 133,3 100 133,3
«Кадровые технологии» 0,06 0,07 0,07 116,6 100 116,6
Кадровый холдинг«АНКОР» в Екатеринбурге 0,29 0,29 0,29 100 100 100
«Brainpower Ural» 0,04 - 0,04 - - 100

Источник: [7]

Осуществленные расчеты демонстрируют наибольшее влияние на снижение безработицы региона рекрутинговое агентства «Вентра Урал» – в 2015 г. оно повлияло на сокращение числа безработных на 0,76% по всей Свердловской области. Также необходимо отметить Кадровый холдинг «АНКОР», внесший свой вклад в снижение уровня безработицы на 0,29%. Казалось бы не столь существенная доля закрытых вакансий говорит о том, что деятельность кадровых и рекрутинговых агентств играет важную для региона, способствуя стабилизации на рынке труда.
Таким образом, деятельность рекрутинговых агентств следует признать эффективной в борьбе с безработицей.

1.4. Конкурентная ситуация на рынке труда Свердловской области

В январе-декабре 2015 г. среднемесячная заработная плата одного работника Свердловской области составила 29961,9 рублей (104,3% к уровню 2014 года). Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 33470 рублей [6].
Выше среднеобластного значения заработная плата сложилась в таких видах экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 22,3%), металлургическое производство (на 21,3%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 13,8%), добыча полезных ископаемых (на 13,7%), транспорт и связь (на 13,0%) и ряде других. В числе лидеров по темпам роста заработной платы в Свердловской области находятся деревообрабатывающая промышленность (112,8% к уровню января–2015 года), химическое производство (107,8%), оптовая и розничная торговля (107,7%), металлургическое производство (107,3%) [6].
Уровень среднемесячной заработной платы по вакансиям, заявленным в органы службы занятости Свердловской области, составил 14 541 рубль.
Наиболее высокий уровень среднемесячной заработной платы (более 14 541 рубля) отмечен в организациях и учреждениях следующих видов экономической деятельности: транспорт и связь – 19 093 рубля, финансовая деятельность – 18 945 рублей, добыча полезных ископаемых – 17 406 рублей, оптовая и розничная торговля – 16 739 рублей, обрабатывающие производства – 16 525 рублей, строительство – 16 465 рублей.
Самый низкий уровень средней заработной платы в организациях таких видов экономической деятельности, как: образование – 8533 рубля, предоставление прочих коммунальных, социальных услуг – 10 173 рубля, рыболовство и рыбоводство – 10 920 рублей.
Сравнение средней заработной платы заявленных организациями в органы службы занятости вакансий и средней заработной платы вакансий, на которые трудоустраиваются безработные, представлено в табл. 6.

Таблица 6 – Показатели средних по отраслям заработных плат вакансий в Свердловской области в 2015 г.

Вид экономической деятельности Ср. заработные платы заявленных вакансий, руб. Ср. заработные платы снятых вакансий в связи с трудоустройством, руб.
1 2 3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12 084 9030
Рыболовство, рыбоводство 10 920 15 000
Добыча полезных ископаемых 17 406 14 150
Обрабатывающие производства 16 525 12 868
Производство и распределение электроэнергии, газа 13 350 9710
Строительство 16 465 10 600
Оптовая и розничная торговля 16 739 10 476
Гостиницы и рестораны 11 799 8723
Транспорт и связь 19 093 9377
Финансовая деятельность 18 945 13 077
Операции с недвижимым имуществом, аренда 15 731 9437
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 14 621 7988
Образование 8533 6942
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 13 778 7177
Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг 10 173 7703
Деятельность домашних хозяйств 15 250 9198
Итого 14 541 9074

Источник: [17]

Информация о соотношении средней заработной платы вакансий к средней заработной плате в экономике по видам экономической деятельности отражена в табл. 7.

Таблица 7 – Соотношении средней заработной платы вакансий к средней заработной плате в экономике по видам экономической деятельности в Свердловской области за 2015 г.

Виды экономической деятельности Ср. заработная плата вакансий Ср. заработная плата занятых в экономике за 2015 г., руб. % отклонения
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12 084 20 104 60,1
Рыболовство, рыбоводство 10 920 15 620 69,9
Добыча полезных ископаемых 17 406 34 443 50,5
Обрабатывающие производства 16 525 32 695 50,5
Производство и распределение электроэнергии, газа 13 350 35 434 37,7
Строительство 16 465 24 877 66,2
Оптовая и розничная торговля 16 739 23 586 70,9
Гостиницы и рестораны 11 799 17 157 68,8
Транспорт и связь 19 093 34 039 56,1
Финансовая деятельность 18 945 49 122 38,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда 15 731 32 083 49,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 14 621 36 272 40,3
Образование 8533 26 474 32,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 13 778 28 934 47,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг 10 173 25 190 40,4
Деятельность домашних хозяйств 15 250 -
Итого 14 541 30 383 47,8

Источник: [17]

Таким образом, соискатели сталкиваются с тем, что предлагаемая работодателем заработная плата практически на 50% ниже среднерыночной. Наиболее удручающие цифры демонстрируют производство и распределение электроэнергии, газа, финансовая деятельность, государственное управление и обеспечение военной безопасности и образование.
Информация о распределении вакансий, заявленных в органы службы занятости населения Свердловской области, по уровню заработной платы указана в табл. 8.

Таблица 8 – Структура фонда вакансий Службы занятости населения Свердловской области по уровню предлагаемой заработной платы в 2015 г., % 

Заработная плата, тыс. руб. Количество, тыс. вакансий Доля, %
ниже МРОТ 6,3 3,9
5,6-10,0 54,5 34,2
10,0-15,0 26,3 16,5
15,0-20,0 33,5 21,1
свыше 20,0 38,6 24,3

Источник: [17]

Таким образом, 34,2% предложенных работодателями вакансий имеют начальный уровень заработной платы до 10 тыс. рублей. При этом средний прожиточный минимум для трудоспособного населения в Свердловской области в 4 квартале 2015 г. составил 10795 рублей [9]. Данные показатели характеризуют конкуренцию на рынке труда как очень напряженную.
В заключении анализа конкуренции о рынке труда Свердловской области приведем информацию о безработице (рис. 2) [17].

 Уровень регистрируемой безработицы

Рис. 2. Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области в 2013 – 2015 годах, %

Уровень регистрируемой безработицы на 01 января 2016 года составил 1,50 процента (на 01 января 2015 года – 1,15 процента). Общая численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, классифицируемых по методологии МОТ как безработные, составила на 01 января 2016 года 152 542 человека (на 01 января 2015 года – 151 284 человека). Уровень общей безработицы по Свердловской области по состоянию на 01 января 2016 года составил 6,8 процента (на 01 января 2015 года – 6,5 процента).

Таким образом, негативная динамика отражена практически во всех сферах деятельности, в которых трудятся жители области. Безработица демонстрирует темпы роста. Особенно болезненна безработица в сфере регионального здравоохранения. При этом, согласно статистическим данным, как в процентном, так и в количественном отношении рост безработицы сравнительно с 2014 годом не стал существенно ощутимым и критичным.

2. Перспективы развития рынка труда Свердловской области

Сегодняшняя ситуация на рынке труда характеризуются следующими особенностями:
1. Продолжаются сокращения на предприятиях, что способствует росту уровня безработицы. Но вместе с этим растет и спрос на востребованный персонал. В большинстве случаев производиться замена сотрудников и руководителей на более эффективных, которые способны усилить команду и обеспечить конкурентоспособность в новых условиях рынка. Частично спрос объясняется расширением и развитием предприятий.
2. Сроки закрытия вакансий увеличились, что означает более скрупулезный подход работодателей к соискателям.
3. Поиск соответствующего вакансии специалиста усложнился в связи с ростом требований. Ценных специалистов работодатели удерживают, а соискатели держатся за стабильность, что привело к несоответствию спроса и предложения.
4. Уменьшилось количество рекрутинговых агентств Уральского региона, особенно в Екатеринбурге. Выросла нагрузка на профессиональный рекрутинг, на агентства, с опытом на рынке более 10 лет.
Для рынка труда, как Свердловской области, так и всей России характерны следующие тенденции:
1. Нарастание и усиление тренда старения населения, снижения доли экономически активного населения.
2. Активация политики государства, направленная на внедрение профессиональных стандартов, что сказывается на качестве подготовки специалистов.
3. Демографический фактор оказывает непосредственное влияние на рынок труда и это влияние подвержено росту: спад рождаемости, характерный для 1990-2000 гг., и дальнейший рост показателя рождаемости оказывает влияние на дефицит квалифицированных кадров, что может затянуться вплоть до 2020 г.
4. Рынок труда подвержен циклическим изменениям. С ростом спроса на персонал произойдет увеличение заработных плат. Отличие нынешней ситуации – работодатели готовы платить не за должность, а за конкретные компетенции и доплачивать за результат. При этом расставаться с новым сотрудником будут быстрее, если он не показывает результатов.
5. Потребность в персонале также будет сокращаться. Новые производственные компании используют только современное оборудование и технологии, не требующее большого количества обслуживающего персонала.
6. Растущие отрасли: ИТ, медицинские услуги, пищевое производство (агробизнес), продажи товаров народного потребления, продажи в технической сфере, транспортные услуги, машиностроение. Соответственно, в данных сферах наблюдается увеличение потребности в персонале.
Падающие рынки: автомобильный бизнес, строительство, несетевая розница, финансовые услуги (банки, страхование, лизинг), рекламный бизнес.
7. Не готовность коренного населения к ручной работе. Все чаще строителями, дворниками, уборщиками нанимают эмигрантов из Средней Азии.
8. Желание населения работать в государственных (муниципальных) учреждениях и органах власти в связи с тем, что государство способно платить конкурентную заработную плату и обеспечивать социальные гарантии, что многие субъекты рынка, особенно малые предприятия, не способы выполнять в условиях кризиса.
Тенденции требований работодателей к соискателям следующие:
1. Требования бизнеса к соискателям изменились, а инерция людей работать в привычных (комфортных) условиях осталась. Главное требование бизнеса сегодня – эффективность сотрудника в нестабильных условиях, готовность к совмещению функционала, самостоятельный активный поиск путей решения задач. В то время как большинству кандидатов хочется понятных, четких задач и гарантированных доходов.
2. Появляется необходимость в компетенциях, которые формируются годами. Более старшие работники проявляют большую регидность (не готовы переучиваться, изменяться, совершенствоваться). Более молодое поколение не готово годами работать на невысокой зарплате и ориентировано на быстрый результат, что противоречит сути производственных профессий.
3. Работодатели предпочитают потенциал опыту, охотнее берут молодых, обучаемых, гибких. В то же время нарастает дефицит специалистов с конкретной специализацией, узкого профиля, например, технологов.
Традиционный рейтинг наиболее актуальных и перспективных инструментов развития профессионального рынка труда (табл. 9) подтвердил популярность практических примеров и лучшего опыта партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений по практико- ориентированному дуальному образованию – первое место и 42,5%.

Таблица 9 – Наиболее актуальные и эффективные инструменты развития профессионального рынка труда

Место в рейтинге Варианты ответа Количество ответов Доля, %
1 Продвижение лучшего опыта партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений по практико- ориентированному дуальному образованию 51 42,5
2-3 создание и обязательное применение профессиональных стандартов 38 31,7
2-3 программы внутренней трудовой мобильности 38 31,7
4 стимулирование вложений промышленных предприятий в образовательные проекты 32 26,7
5 участие предприятий в реализации проектов по профориентации школьников 29 24,2
6 участие промышленных предприятий в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров 21 17,5
7 участие в конкурсах профессионального мастерства (Славим человека труда! WorldSkills) 18 15,0
8 создание предприятиями собственных образовательных организаций 16 13,3
9 развитие системы независимой оценки профессиональных квалификаций 13 10,8
9 трудовая миграция из стран СНГ 9 7,5

Источник: [5]

Второе и третье место разделили такие инструменты, как создание и обязательное применение профессиональных стандартов и программы внутренней трудовой мобильности – по 32%. Близкие друг другу по уровню востребованности – 27% и 24% набрали меры поддержки предприятий сферы образования: стимулирование вложений промышленных предприятий в образовательные проекты, участие предприятий в реализации проектов по профориентации школьников. Менее популярны такие уже традиционные меры, как участие промышленных предприятий в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров (15%) и участие в конкурсах профессионального мастерства («Славим человека труда!», «WorldSkills» - 13%). Такой механизм повышения качества персонала, как независимая оценка квалификаций, еще не принятый в качестве обязательного инструмента на законодательном уровне, получил невысокую оценку – всего 11%. Трудовая миграция из стран СНГ имеет еще меньшую популярность – 7%.
Таким образом, становление рынка труда Свердловской области приостановлено по ряду причин. Для региона характерны такие проблемы, как сложная демографическая ситуация, обрекающая саму себя на регулярный приток иммигрантов, формирующая рабочую силу страны. Конкретная проблема способствует появление другой, и серьезным вопросом является обеспечение национальной безопасности и при постоянном увеличении входящих иммиграционных процессов, хотя данную тенденцию «заглушил» «упавший рубль». Серьезным барьером является монопольное положение градостроительных структур, которые «диктуют» свои условия на рынке труда, что, без сомнения, ущемляет права работников. На сегодняшний день специфика проведения экономических реформ в России является противоречивой, что не позволяет спрогнозировать точную дату становления эффективного рынка труда. Сократить расходы и период становления в России цивилизованного рынка нужно не только за счет формирования конкурентной системы на всех ресурсных рынков, но и за счет развития трудовой мотивации у населения.

Заключение

Рынок труда является важнейшим элементом рыночной экономики, который следует, в нормальных рыночных условиях, охарактеризовать как систему, основанную на конкуренции, частной собственности и свободе выбора. Основной спецификой рынка труда является отличительный от товарного рынка спрос.
Особенности развития рынка труда Свердловской области отличается следующими характеристиками:
- существенный удельный вес олигопсонических и монопсонических рынков труда (единственный конкурентный рынок труда в регионе – г. Екатеринбург);
- доминирование крупных предприятий, составляющих интеграционные объединения (корпорации);
- низкий уровень развития малых форм предпринимательства;
- высокий научный и образовательный потенциал региона;
- доминирование в структуре регионального хозяйства тяжелых отраслей промышленности;
- слабое развитие рынков услуг;
- «эффект» отсутствия высококвалифицированных рабочих.
- высокая концентрация среди квалифицированных трудовых ресурсов;
- неблагоприятные тенденции демографического характера и низкий уровень жизни в старопромышленных регионах;
- дефицит инженерно-технического персонала.
Ключевая особенность текущего состояния рынка труда – дисбаланс. Дисбаланс между потребностями компаний в квалифицированном персонале, способном обеспечивать высокую производительность и ожиданиями работников, которые не готовы увеличивать свои усилия в рамках сохраняющихся условий труда. Дисбаланс между предпосылками к росту отечественного производства и отсутствием финансовых возможностей у компаний.

Сегодня соискатели сталкиваются с тем, что предлагаемая работодателем заработная плата практически на 50% ниже среднерыночной. Наиболее удручающие цифры демонстрируют производство и распределение электроэнергии, газа, финансовая деятельность, государственное управление и обеспечение военной безопасности и образование. Конкуренция на рынке труда области характеризуется как напряженная. В некоторых регионах области коэффициент напряженности кадров достигает критического значения.
Для рынка труда как Свердловской области характерны следующие тенденции:
1. Нарастание и усиление тренда старения населения, снижения доли экономически активного населения.
2. Активизация политики государства, направленная на внедрение профессиональных стандартов, что сказывается на качестве подготовки специалистов.
3. Демографический фактор оказывает непосредственное влияние на рынок труда и это влияние подвержено росту: спад рождаемости, характерный для 1990-2000 гг., и дальнейший рост показателя рождаемости оказывает влияние на дефицит квалифицированных кадров, что может затянуться вплоть до 2020 г.
4. Рынок труда подвержен циклическим изменениям. С ростом спроса на персонал произойдет увеличение заработных плат. Отличие нынешней ситуации – работодатели готовы платить не за должность, а за конкретные компетенции и доплачивать за результат. При этом расставаться с новым сотрудником будут быстрее, если он не показывает результатов.
5. Потребность в персонале также будет сокращаться. Новые производственные компании используют только современное оборудование и технологии, не требующее большого количества обслуживающего персонала.
6. Растущие отрасли: ИТ, медицинские услуги, пищевое производство (агробизнес), продажи товаров народного потребления, продажи в технической сфере, транспортные услуги, машиностроение. Соответственно, в данных сферах наблюдается увеличение потребности в персонале.
Падающие рынки: автомобильный бизнес, строительство, несетевая розница, финансовые услуги (банки, страхование, лизинг), рекламный бизнес.
7. Не готовность коренного населения к ручной работе. Все чаще строителями, дворниками, уборщиками нанимают эмигрантов из Средней Азии.
8. Желание населения работать в государственных (муниципальных) учреждениях и органах власти в связи с тем, что государство способно платить конкурентную заработную плату и обеспечивать социальные гарантии, что многие субъекты рынка, особенно малые предприятия, не способы выполнять в условиях кризиса.
9. Требования бизнеса к соискателям изменились, а инерция людей работать в привычных (комфортных) условиях осталась. Главное требование бизнеса сегодня – эффективность сотрудника в нестабильных условиях, готовность к совмещению функционала, самостоятельный активный поиск путей решения задач. В то время как большинству кандидатов хочется понятных, четких задач и гарантированных доходов.
10. Появляется необходимость в компетенциях, которые формируются годами. Более старшие работники проявляют большую регидность (не готовы переучиваться, изменяться, совершенствоваться). Более молодое поколение не готово годами работать на невысокой зарплате и ориентировано на быстрый результат, что противоречит сути производственных профессий.
11. Работодатели предпочитают потенциал опыту, охотнее берут молодых, обучаемых, гибких. В то же время нарастает дефицит специалистов с конкретной специализацией, узкого профиля, например, технологов.
Становление рынка труда Свердловской области объективно приостановлено по ряду причин. Для региона характерны такие проблемы, как сложная демографическая ситуация, обрекающая саму себя на регулярный приток иммигрантов, формирующая рабочую силу страны. На сегодняшний день специфика проведения экономических реформ в России является противоречивой, что не позволяет спрогнозировать точную дату становления эффективного рынка труда. Сократить расходы и период становления в России цивилизованного рынка нужно не только за счет формирования конкурентной системы на всех ресурсных рынков, но и за счет развития трудовой мотивации у населения.


Список использованных источников

1. Постановление Правительства Свердловской области «О департаменте по труду и занятости населения Свердловской области» // Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения Свердловской области [электронный ресурс]. – Режим доступа: goo.gl/sPcvek (дата обращения: 13.11.2016).
2. Анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области (за январь – декабрь 2015 года) // АРАУ [электронный ресурс]. – Режим доступа: goo.gl/sEgwGN (дата обращения: 13.11.2016).
3. Гадайбаева Ш.Д. Инфраструктура рынка труда: социально-экономическое содержание и перспективы развития в трансформационной экономике Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2015. - №3 – С.78-86.
4. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Свердловской области за 2015 г.» // Правительство Свердловской области [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orv.gov.ru/Files/GetFile?fileid=c18d9ae9-bfcb-497d-9573-a009d0a07359 (дата обращения: 13.11.2016).
5. Информационный дайджест Рынок труда Свердловской области // АРАУ АРАУ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://titanium-valley.com/files4/2016%20-%20Рынок%20труда%20Свердловской%20области.%20Кадры%20для%20промышленности.pdf (дата обращения: 13.11.2016).
6. Информация о величине среднемесячной заработной платы в Свердловской области в 2015 году // Министерство экономики Свердловской области [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.midural.ru/content/informaciya-o-velichine-srednemesyachnoy-zarabotnoy-platy-v-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-4 (дата обращения: 13.11.2016).
7. Мониторинг рынка рекрутинговых услуг // АРАУ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arau.su/wp-content/uploads/2016/07/Otchet-Monitoring-KA-2016.pdf (дата обращения: 13.11.2016).
8. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2016 года и в среднем за 2015 год // Росстат [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/Popul2016.xls (дата обращения: 13.11.2016).
9. Прожиточный минимум в Свердловской области в 2014 и в 2015 годах // Прожиточный минимум [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://potrebkor.ru/minimum-sverdlovskaia.html (дата обращения: 13.11.2016).
10. Рынок труда. Безработица // Портал «Общестрознание» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://humanitar.ru/page/ch5_9 (дата обращения: 13.11.2016).
11. Рынок труда и доходы населения // Библиотекарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rynok-truda-i-dohody/6.htm (дата обращения: 13.11.2016).
12. Список высших учебных заведений Свердловской области // Википедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_высших_учебных_заведений_Свердловской_области (дата обращения: 13.11.2016).
13. Среднее профессиональное образование г. Екатеринбурга // Образование66.ру [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obrazovanie66.ru/kolledzhi-i-tehnikumy/ (дата обращения: 13.11.2016).
14. Трунин С.Т. Экономика труда (учебник). – М.: издательство «Экономика», 2014. – 496 с.
15. Участники рынка труда и их функции // FB.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/242059/uchastniki-ryinka-truda-i-ih-funktsii (дата обращения: 13.11.2016).
16. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Механизм и модели взаимодействия рынков труда и образовательных услуг // Вестник МИЭП. – 2011. - №2 (2) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-i-modeli-vzaimodeystviya-rynkov-truda-i-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 13.11.2016).
17. Экспресс-информация о рынке труда // Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения Свердловской области [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/content/экспресс-информация%20о%20рынке%20труда (дата обращения: 13.11.2016).

Прочитано 7745 раз Последнее изменение Воскресенье, 24 марта 2019 10:54
Александр Зачетный
Александр Зачетный
Правый баннер