В магистерской работе на тему "Формирование механизмов управления устойчивым развитием экономики региона" изучена сущность устойчивости развития регионов, осуществлена оценка устойчивости развития субъектов УрФО, разработаны соответствующие рекомендации. К магистерской работе прилагается презентация и защитная речь.
В данной статье представлено введение и заключение, а также содержание, список таблиц, рисунков и приложений.
Данную работу Вы можете использовать в качестве образца при подготовке собственного исследования. Чтобы приобрести (купить) работу, свяжитесь с автором по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Другие доступные способы связи указаны в разделе Контакты.
Содержание
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 7
1.2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 23
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 32
2.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 32
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 44
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА 60
3.1. ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УРФО 60
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-9 111
Введение
Региональная экономика является своеобразным синтезом многих наук, исследующих региональное развитие. В последние годы особой актуальностью наделяется такая сфера региональной экономики как устойчивое региональное развитие. С 2012 г. на уровне ООН возобновились работы по созданию и внедрению в национальные экономики целей устойчивого развития. Регионы России являются ключевыми игроками в реализации провозглашенных ООН целей устойчивого развития на местах. Локализация целей устойчивого развития означает стремление усилий международного сообщества стать реальностью для каждого субъекта региона, будь то отдельный гражданин или целое предприятие. В условиях затяжной экономической стагнации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, ресурсные возможности по государственной поддержке и стимулированию устойчивого регионального развития в целом существенно ограничены. В сложившихся условиях регионам следует сфокусироваться на эффективных механизмах устойчивого развития для повышения качестве жизни населения, достижения важнейших целей социально-экономического развития, а также поиска решений для выхода из сложившего кризиса, что свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования и ее практической значимости.
Цель магистерского исследования – обоснование необходимости оценки устойчивости развития экономики регионов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизмов управления устойчивым развитием на примере регионов Уральского федерального округа (далее – УрФО).
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1) Проанализировать теоретико-методологические подходы к обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона.
2). Рассмотреть основные модели управления устойчивым развитием экономики региона.
3). Выявить особенности региональных политик по реализации принципов устойчивого развития субъектов РФ.
4). Осуществить оценку, выявить основные проблемы и тренды в устойчивости развития регионов УрФО.
5). Предложить рекомендации по совершенствованию механизмов управления устойчивым развитием региона.
Объект исследования – устойчивое развитие регионов УрФО. Предмет исследования – социально-экономические и управленческие отношения процессов формирования и развития региональной устойчивости.
При написании дипломной работы использовались следующие приемы и методы научного исследования: индукция и дедукция, анализ и синтез, систематизация, монографический, абстрактно-логический, графический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический методы, метод сравнительного анализа, метод горизонтального анализа, коэффициентный и рейтинговый методы, а также метод экспертных оценок.
Теоретической основой исследования являются нормативные и правовые документы, регулирующие устойчивость развития регионов, научные труды ведущих зарубежных и отечественных ученых и специалистов, посвященных управлению устойчивостью регионального развития. Информационной базой исследования послужил широкий круг статистических источников, включая данные Росстата, Роспотребназдора, Федерального казначейства, Счетной палаты, портала «Электронный бюджет», результаты независимых рейтингов, а также электронные материалы исследуемых регионов УрФО.
Элементы научной новизны работы состоят в следующем:
1. На основе анализа теоретико-методологических подходов к обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона обосновано и уточнено определение понятия «устойчивое развитие региона».
2. На основе сравнительного анализа методических подходов к оценке устойчивости развития региона и выявленных особенностей региональных политик по реализации принципов устойчивого развития субъектов РФ предложена авторская методика оценки устойчивого регионального развития.
3. Предложен механизм, применение которого способствует повышению эффективности управления устойчивостью регионов УрФО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные рекомендации по совершенствованию механизмов управления устойчивым развитием региона могут быть внедрены в управленческий аппарат регионов УрФО, что в последующем может благотворно сказаться на устойчивости регионального развития.
Магистерское исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 101 источника и 9 приложений.
Объем диссертации без приложений составляет 110 страниц, включая 22 таблицы и 23 рисунка.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, выделены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, сформулирована его теоретическая и методологическая основа, научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
Первая глава носит теоретико-методологический характер и в ней определены основы управления устойчивым региональным развитием. В частности, в ней анализируется и уточняется понятие устойчивого развития региона, выделены принципы и элементы устойчивого развития региона, проведена сравнительная характеристика основных моделей управления устойчивым развитием экономики региона.
Вторая глава носит концептуальных характер и в ней отражены основы формирования механизмов устойчивого развития экономики региона. В частности, в ней выделены основные проблемы, особенности и условия формирования механизмов устойчивого развития экономики, проведен анализ сходств и различий в политике регионов РФ по реализации принципов устойчивого развития, проанализированы основные методы и показатели устойчивости регионального развития, а также разработана авторская методика оценки устойчивого регионального развития.
Третья глава носит аналитический и рекомендательный характер. В частности, в ней осуществлена оценка устойчивости развития регионов УрФО по предложенной автором методике, а также предложен механизм управления устойчивостью регионов УрФО.
В заключении исследования традиционной сформулированы основные выводы, полученные по результатам магистерской диссертации.
Заключение
По результатам магистерской диссертации автором сделаны нижеследующие выводы и рекомендации по проблемам формирования механизмов управления устойчивым развитием экономики региона.
1). Анализ теоретико-методологических подходов к определению устойчивости регионального развития позволил автору представить широкую и узкую трактовку категории «устойчивое развитие региона», что соответствует принципу полноты научного толкования. В широком понимании дефиниция включает основные принципы устойчивого развития: долгосрочность (стратегичность), сбалансированность, гибкость, реализуемость, экологичность. Узкий концепт исследуемой категории подразумевает устойчивое развитие как конкретный план действий, что позволяет использовать определение в вопросах стратегирования на федеральном и региональном уровнях управления.
2). В процессе анализа существующих моделей управления устойчивым развитием регионов выявлено, что действенным инструментом повышения эффективности функционирования и развития территориальных социо-эколого-экономических систем является программно-целевой подход, позволяющий решить такие задачи регионального развития, как оптимизация территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка и т.д. Выявлено, что на уровне муниципальных образований программно-целевой метод используется не всегда эффективно, что подтверждает значимость теоретической проработки данного вопроса.
3). Практически все регионы России на современном этапе реализуют концепцию устойчивого развития в своих региональных стратегиях социально-экономического развития: из 85 регионов только в 4 не разработаны ССЭР. Концепция устойчивого развития в современных региональных программах реализована слабо: отсутствие понимания устойчивого регионального развития; целепологание не содержит или содержит в незначительной степени векторы устойчивого развития; не все принципы устойчивого развития регионов обеспечиваются существующими программами. Диссертантом предложена авторская методика оценки устойчивого регионального развития, позволяющая проанализировать основные его компоненты и отличающаяся простой использования. Оценка устойчивости регионального развития в соответствие с предложенной автором методикой осуществляется по следующим компонентам: политической, социальной, экономической и экологической. По каждой из компонент предлагается определенный набор из 16 индикаторов. Для каждой из представленных показателей рекомендуется определенная динамика. Если все 16 показателей демонстрируют рекомендуемую динамику, то развитие региона следует считать абсолютно устойчивым. В остальных случаях нужна экспертная оценка. Предложенная система показателей основана на их научном обосновании и статистической доступности, а именно, использование небольшого количества индикаторов и статистических данных из открытых источников при соблюдении симбиоза нормативного и рейтингового методов.
4). Оценка устойчивости регионов УрФО, проведенная в соответствие с предложенной автором методикой, показала следующие результаты. Максимально устойчивое развитие характерно для ХМАО-Югра. Этот регион за счет имеющихся ресурсов показывает наиболее высокую динамику устойчивости развития, что дает ему возможность присвоить статус устойчивого развития с краткосрочной перспективой сохранения устойчивости, то есть у субъекта есть некий запас прочности. Курганская, Тюменская и Челябинская области набрали 56% и попали в разряд субъектов, для которых характерно устойчивое развитие при наличии множества рисков подрыва устойчивости. В краткосрочной перспективе такие регионы могут лишиться статуса устойчивого развития. Минимальная устойчивость наблюдается у Свердловской области: половина индикаторов устойчивости показали нерекомендуемую динамику. Проведенный анализ выявил ряд проблем в устойчивом развитии регионов УрФО. Предполагаем, что выявленные проблемы являются характерными для многих регионов РФ.
5). Для устранения проблем в устойчивом развитии регионов автором предложен механизм управления устойчивым развитием, который может быть организован на субрегиональном и региональном уровнях и призван обусловить положительную динамику устойчивого развития регионов УрФО по основным компонентам: политической, социальной, экономической и экологической. Предложенный инструмент регионального стратегического планирования согласуется с мировой повесткой по вопросу устойчивого развития и отражает экономические, экологические и социальные цели.
Автором рекомендовано создание межрегионального комитета по управлению устойчивостью субъектов УрФО, в компетенции которого организация, мониторинг и контроль устойчивостью регионального развития.
За счет совместных усилий по реализации механизма может быть достигнута: экономия бюджетных средств на организацию механизма устойчивого развития и осуществление контрольных мероприятий (за счет создание единого межрегионального органа); эффективность контрольной функции власти; снижение межрегиональной дифференциации за счет перераспределения имеющихся ресурсов и бюджетных средств и т.д.
Таким образом, на основе применения авторской методики оценки устойчивости развития регионов возможно получение комплексного представления об уровне формирования основных компонентов регионального устойчивого развития.
Табличный и графический материал
Таблицы
Таблица 1.1 Сравнительный анализ научных подходов к содержанию управлением устойчивым развитием региона
Таблица 1.2 Факторы формирования структуры региональной экономики
Таблица 2.1 Сравнительный анализ региональных политик по реализации принципов устойчивого развития субъектов РФ
Таблица 2.2 Методы оценки устойчивого регионального развития
Таблица 2.3 Авторская методика оценки устойчивого регионального развития
Таблица 3.1 Интегральный рейтинг социально-экономического развития (ПК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.2 Численность населения (СК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.3 Численность трудоспособного населения (СК2) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.4 Среднедушевые доходы населения (СК3) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.5 Ожидаемая продолжительность жизни населения (СК4) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.6 Уровень безработицы (СК5) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.7 Коэффициент дифференциации доходов населения (СК6) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.8 ВРП на душу населения (ЭнК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.9 Доходы консолидированного бюджета (ЭнК2) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.10 Профицит (дефицит) консолидированного бюджета (ЭнК3) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.11 Доля регионального долга в ВРП (ЭнК4) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.12 Индекс производительность труда (ЭнК5) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.13 Инвестиции в основной капитал на душу населения (ЭнК6) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.14 Расходы на охрану окружающей среды на душу населения (ЭлК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.15 Общая площадь особо охраняемых территорий (ЭлК2) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.16 Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (ЭлК3) в регионах УрФО в 2018-2020 гг.
Таблица 3.17 Итоговая матрица устойчивости регионов УрФО
Рисунки
Рис. 1.1. Понимание устойчивости как экономической категории
Рис. 1.2. Взаимосвязь понятий «устойчивость», «развитие» и «движение»
Рис. 1.3. Основные элементы региональной системы
Рис. 1.4. Основные компоненты и элементы устойчивой региональной системы
Рис. 2.1. Условия реализации устойчивого регионального развития
Рис. 3.1. Динамика интегрального рейтинга социально-экономического развития (ПК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Рис. 3.2. Динамика численности населения (СК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. чел.
Рис. 3.3. Динамика численности трудоспособного населения (СК2) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. чел.
Рис. 3.4. Динамика среднедушевых доходов населения (СК3) регионов УрФО в 2018-2020 гг., рублей
Рис. 3.5. Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения (СК4) регионов УрФО в 2018-2020 гг., лет
Рис. 3.6. Уровень безработицы (СК5) регионов УрФО в 2018-2020 гг., %
Рис. 3.7. Коэффициент дифференциации доходов населения (СК6) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Рис. 3.8. Динамика показателя ВПР на душу населения (ЭнК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. рублей
Рис. 3.9. Динамика доходов консолидированного бюджета (ЭнК2) регионов УрФО в 2018-2020 гг., млн. рублей
Рис. 3.10. Динамика дефицита (профицита) консолидированного бюджета (ЭнК3) регионов УрФО в 2018-2020 гг., млн. рублей
Рис. 3.11. Доля регионального долга в ВРП (ЭнК4) регионов УрФО в 2018-2020 гг., %
Рис. 3.12. Динамика индекса производительности труда (ЭнК5) регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Рис. 3.13. Динамика инвестиций в основной капитал на душу населения (ЭнК6) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. рублей
Рис. 3.14. Динамика расходов на охрану окружающей среды на душу населения (ЭлК1) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. рублей
Рис. 3.15. Динамика площади особо охраняемых территорий (ЭлК2) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. га
Рис. 3.16. Динамика выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (ЭлК3) регионов УрФО в 2018-2020 гг., тыс. тонн
Рис. 3.17. Устойчивость регионов УрФО, %
Рис. 3.18. Механизм управления устойчивостью регионов УрФО [составлено автором]
Приложения
Приложение 1 Глобальные цели устойчивого развития ООН
Приложение 2 Основные концепции и модели экономического роста
Приложение 3 Сравнительный анализ моделей устойчивого развития регионов
Приложение 4 Перечень актуальных региональных программ устойчивого развития
Приложение 5 Расчет ВРП на душу населения регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Приложение 6 Расчет доли регионального долга в ВРП регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Приложение 7 Расчет инвестиций в основной капитал на душу населения регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Приложение 8 Расчет расходы на охрану окружающей среды на душу населения регионов УрФО в 2018-2020 гг.
Приложение 9 Итоговые сведения устойчивости развития регионов УрФО
Данную работу Вы можете использовать в качестве образца при подготовке собственного исследования. Чтобы приобрести (купить) работу, свяжитесь с автором по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Другие доступные способы связи указаны в разделе Контакты.