В дипломной работе на тему: «Организация, учет и совершенствование кассовых операций учреждений УИС» освещены теоретические основы, осуществлена оценка организации кассовых операций в казенном учреждении, на основе выявленных недостатков разработаны соответствующие мероприятия.
Ниже представлена часть дипломной работы
Стоимость новой дипломной работы на схожие темы или другие темы по экономическим дисциплинам начинается от 15000 рублей для бакалаврских работ, дипломов специалистов (от 25000 рублей для магистерских исследований) и зависит от требований. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.
Структура работы
Введение 3
1. Теоретические основы учета кассовых операций в бюджетных учреждениях 6
1.1. Цели, задачи и основные требования, предъявляемые к кассовым операциям 6
1.2. Нормативное регулирование учета денежных средств в учреждениях УИС 11
1.3. Организация работы кассы в бюджетном учреждении 25
2. Организация учета кассовых операций на примере ФКУ ИК 38
2.1. Краткая экономическая характеристика ФКУ ИК 38
2.2. Осуществление кассовых операций во взаимодействии с органами федерального казначейства в Рязанской области 46
2.3. Бухгалтерский учет кассовых операций ФКУ ИК 48
3. Совершенствование учета кассовых операций в ФКУ ИК 54
3.1. Отражение кассовых операций в бухгалтерской отчетности ФКУ ИК 54
3.2. Пути совершенствования кассовых операций в ФКУ ИК 58
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения 77
Введение
Денежные средства необходимы для осуществления текущих платежей по обязательствам любого экономического субъекта. Наибольшая часть всех хозяйственных операций, как правило, осуществляется в сфере расчетов денежными средствами, в частности – за наличный расчет. Это обязывает хозяйствующего субъекта надлежащей организовать кассовые операции и соблюдать установленный порядок их учета..
Современные экономические условия и система государственного регулирования денежного оборота способствуют тому, что учет наличных денежных средств занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета государственного и муниципального учреждения. Особое влияние на учет кассовых операций оказывают происходящие изменения в бухгалтерском учете и отчетности учреждений. В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности учреждения бюджетного сектора экономики, в основном, применяют безналичные виды расчетов. Тем не менее, учреждениям разрешено использовать наличные денежные средства.
Учреждения бюджетного сектора независимо от типа обязаны хранить остатки денежных средств на лицевых счетах в органах Казначейства или в кредитных учреждениях. Наличные денежные средства, полученные кассой с лицевых счетов, должны расходоваться только на те цели, на которые они получены: на командировочные, хозяйственные и операционные расходы, выдачу заработной платы и социальных пособий.
Учет кассовых операций на первый взгляд кажется самым простым для понимания и ведения. Однако на практике очень часто проверяющие находят ошибки именно на этом участке учета. В этой связи актуальным будет уделить пристальное внимание документальному оформлению кассовых операций. Также необходимо уделить внимание составлению отчета кассира и порядку обработки его в бухгалтерии. Следует помнить об особенностях выписок банка с целью безошибочного отражения операций на счетах.
Таким образом, изучение учета и контроля кассовых операций в учреждениях бюджетного сектора является актуальным исследованием, что обусловило выбор темы дипломной работы.
Целью данной работы является изучение организации бухгалтерского учета движения наличных денежных средств в учреждениях УИС.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- выявить цели, задачи учета кассовых операций;
- рассмотреть систему нормативно-правового регулирования учета кассовых операций в учреждениях бюджетного сектора;
- изучить особенности организации учета кассовых операций в учреждениях бюджетного сектора;
- исследовать организационную и экономическую характеристику ФКУ ИК;
- охарактеризовать процесс осуществления кассовых операций во взаимодействии с органами федерального казначейства в …нской области;
- оценить организацию бухгалтерского учета кассовых операций ФКУ ИК;
- выяснить порядок отражения кассовых операций в бухгалтерской отчетности ФКУ ИК;
- разработать направления совершенствования кассовых операций в ФКУ ИК.
Предметом исследования является механизм организации учета и контроля кассовых операций в учреждения бюджетного сектора экономики. Объектом исследования является Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония».
Достижение указанной цели и решения поставленных задач способствовали применение общенаучного и диалектического метода познания, а также следующих специальных методах исследования: системного, комплексного, сравнительно-правового и нормативного методов.
Теоретической и методологической основой работы послужили нормативно-правовые акты, а также статьи из периодической литературы по теме исследования.
Информационную основу работы составили учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения, статистические данные, первичные учетные документы бюджетному учету, регистры аналитического и синтетического учета, бухгалтерская отчетность ФКУ ИК за 2013-2015 гг.
Период исследования – 2013-2015 гг.
Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе освещаются теоретические вопросы в части понятия кассовых операций, цели и задачи их учета, основы нормативно-правового регулирования и порядок организации кассовых операций.
Во второй главе исследуется система организации деятельности ФКУ ИК, изучается процесс взаимодействия с органами казначейства при осуществлении кассовых операций управления, порядок учета кассовых операций.
В третье главе освещены вопросы отражения кассовых операций в бюджетной отчетности, даются рекомендации по совершенствованию организации и учета кассовых операций.
Практическая значимость исследования определяется тем, что использование разработанных в работе рекомендаций по организации кассовых операций в казенных учреждениях позволит выявить неиспользованные возможности организации учета, разработать практические рекомендации по использованию методики учета и контроля кассовых операций, тем самым, содействовать повышению эффективности их деятельности и сохранности денежных средств.
Выдержки из работы
[…текст…]
Денежные расчеты совершаются учреждением в двух формах: путем безналичных платежей через казначейскую или банковскую систему (безналичный денежный оборот) или наличными деньгами (наличный денежный оборот).
К денежным средствам учреждений бюджетного сектора относятся:
[…текст…]
В связи с этим некоторые специалисты ошибочно считают, что в данном случае прописаны уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета, хотя это всего лишь структура документов, выстроенная в иерархической последовательности.
[…текст…]
Ведение кассовых операций в учреждениях возложено, как правило, на кассира, который нанимается руководителем организации из штата сотрудников. В редких исключениях обязанности кассира могут выполнят бухгалтера или сам руководитель (в случае отсутствия бухгалтерии как таковой).
[…текст…]
Организационная структура ФКУ ИК имеет классический линейный вид с функциональной направленностью (рис. 2.1).
[…рисунок…]
Высшим органом управления в Колонии является Начальник, в непосредственном подчинении которого находятся первые его заместители. Всеми процессами управляет Начальник, который же делегирует задачи и полномочия конкретному подразделению или звену Колонии. В свою очередь, подразделения Колонии принимают на себя обязательства по осуществлению возложенных на них задач и несут ответственность перед высшим руководством в рамках занимаемой позиции.
[…текст…]
Показатели анализа актива и пассива баланса Учреждения представлены в табл. 2.2, графическое изображение внутригрупповой структуры активов и пассивов балансов – на рис. 2.2 и 2.3 (с. 42).
[…таблица…]
Общая стоимость имущества Учреждения на 1 января 2016 г. составила 512612 тыс. рублей. Увеличение этой величины по сравнению с показателями стоимости имущества в 2013 г. составило 420468 тыс. руб. или 5,74 раза. Причинами столь значительного роста является передача со стороны собственника непроизводственных активов на сумму 399 млн. рублей в конце 2014 г. Рост валюты актива баланса свидетельствует об увеличение производственно-хозяйственной базы Учреждения.
[…текст…]
Пояснительная записка может содержать дополнительные сведения о кассовых операциях. Например, остаток денежных средств в операционных кассах и центральной кассы, информацию о проведенных в течение отчетного периода инвентаризаций кассы и другую информацию по усмотрению управленческого органа учреждения. В пояснительной записке ФКУ ИК за 2015 г. информация о кассовых операциях отсутствует.
[…текст…]
Следовательно, в ФКУ ИК следует разработать положение, устанавливающее в учреждении единый порядок расчетов с подотчетными лицами и выдачи под отчет денежных документов, составления, представления, проверки и утверждения отчетов об их использовании.
Заключение
Для учреждений УИС денежные средства могут быть определены как инструменты финансового рынка, обладающие наибольшей ликвидностью, включающие в себя наличные денежные средства и денежные документы в кассе, денежные средства в пути, на лицевых счетах в органах федерального казначейства, на счетах в кредитных организациях, внесенные на вклады «до востребования».
В самом общем виде, нормативно-правовую основу регулирования учета денежных средств в учреждениях УИС составляют федеральные конституционные законы, федеральные законы, прежде всего – Бюджетный кодекс РФ, нормативные акты Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Приказы ФНС, указания ЦБ РФ), законодательство субъектов РФ. Порядок осуществления учета кассовых операций представлен множеством различных нормативно-правовых актов. Основными нормативными документами для учета кассовых операций в учреждениях бюджетного сектора являются Закон №402-ФЗ «Об бухгалтерском учете», Бюджетный кодекс РФ, Указание ЦБ РФ № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций» и другие.
Объектом исследования является Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония». Финансовое состояние Учреждения характеризуется как стабильное – учреждение имеет необходимую материально-производственную базу для выполнения государственного задания, финансирование производится должным образом в порядке предоставления средств из федерального бюджета. Главным распорядителем является Федеральная служба исполнения наказаний. Дебиторская задолженность оплачивается в сроки, установленные договорами. Денежные средства для погашения текучих обязательств учреждение имеет.
Ведением бухгалтерского бюджетного учета и формированием бюджетной отчетности занимается самостоятельное структурное подразделение бухгалтерия. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Конституцией РФ, Административным, Налоговым, Гражданским, Трудовым, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ, Инструкциями по применению Плана счетов бюджетного учёта №№ 157 и 162, Указами и распоряжениями Президента РФ, Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минюста РФ, Положением о Федеральной службы исполнения наказаний РФ по …нской области, приказами и распоряжениями Управления Федеральной службы исполнения наказаний по …нской области и Уставом Учреждения.
Организация учетной деятельности бухгалтерии основывается на планах основных организационных мероприятий и организационно-распорядительных документов Управления Федеральной службы исполнения наказаний по …нской области, приказов; поручений начальника Учреждения и плана работы Учреждения, Положением о бухгалтерии Учреждения и Учетной политике Учреждения.
Учреждение выполняет основную деятельность согласно государственному заданию и ведет предпринимательскую деятельность, используя труд заключенных. Соответственно, в учете используются следующие коды финансового обеспечения (КФО), 18 разряд счета:
1 - бюджетная деятельность;
3 - средства во временном распоряжении.
ФКУ ИК как получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность в порядке, утвержденном Инструкцией № 191н.
В ходе исследования было выяснено, что ФКУ ИК осуществляет как наличные операции, так и безналичные денежные операции. Денежные средства учреждения на счетах в Федеральном казначействе, банке, кассе, а также денежные документы учитываются на счетах, открываемых к счету 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения».
Прием наличных денежных средств в кассу от физических лиц производится на основании чеков ККТ по приходному кассовому формы 0310001. В момент образования сверхлимитного остатка наличные деньги сдаются на лицевой счет в Орган Федерального Казначейства. При этом оформляется объявление на взнос наличными формы 0402001.
Выдача наличных денежных средств из кассы бюджетного учреждения может оформляться следующими первичными документами:
- расходному кассовому ордеру формы 0310002;
- ведомостью на выдачу из кассы денег подотчетным лицам формы 0504501.
Для синтетического учета кассовых операций используется счет бюджетного учета 0 201 34 000 «Касса», а для аналитического учета используется журнал №1 «Журнал операций по счету касса». Для регистрации приходных и расходных кассовых документов используется журнал регистрации формы 0310003. Также для аналитического учета кассовых операций применяется кассовая книга формы 0504514.
Учет операций по движению наличных денежных средств ведется в Журнале операций по счету «Касса» по форме 0504071 на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира, записи вносятся ежедневно. Синтетическими накопительными регистрами являются анализ счета, оборотно-сальдовая ведомость и другие регистры, формируемые в 1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения.
При исследовании организации и учета кассовых операций в ФКУ ИК обнаружены следующие нарушения:
1. В органы казначейства и в учреждения наличные денежные средства перемещаются без соответствующей охраны.
2. Некоторые первичные документы кассовых операций оформлены не надлежащим образом (отсутствуют обязательные реквизиты и подписи должностных лиц).
3. Для плановых ревизий кассы, устанавливаемых начальником Учреждения, не определены сроки.
4. Порядок выдачи денежных средств подотчетным лицам Учреждения нарушает указание ЦБ РФ №3210-У от 11.03.2014 г.
5. Подотчетные лица вновь получают под авансовый отчет при наличии непогашенной ими задолженности.
6. Внутренний контроль организации и учета денежных средств охарактеризован как слабый.
7. Квалификация управленческого персонала является низкой.
Для устранения выявленных нарушений в ФКУ ИК рекомендованы следующие мероприятия:
1. Предоставить охрану для перевозки наличных денежных средств.
2. Следить за надлежащим оформление документов учета кассовых операций.
3. Установить конкретные сроки для осуществления плановых ревизий кассы.
4. Издать приказ (распоряжение), устанавливающий перечень конкретных сотрудников Учреждения, которым разрешается выдавать наличные денежные средства под авансовый отчет.
5. Выдавать под авансовый отчет на основании письменного заявления подотчетного лица, согласованного с руководителем Учреждения, при условии, что подотчетное лицо отчиталось за ранее полученную сумму и за ним не числиться дебиторская задолженность.
6. Осуществлять надлежащий контроль за выдачей наличных денежных средств под авансовый отчет.
7. Ввести в штат Учреждения внутреннего ревизора или возложить эту обязанность на главного бухгалтера.
8. Организовать периодическое повышение квалификации сотрудников бухгалтерии и управленческого персонала.
Перечисленные выше предложения по совершенствованию бухгалтерского бюджетного учета и внутреннего контроля кассовых операций в ФКУ ИК существенно повысят эффективность работы бухгалтерии и Учреждения в целом. Выполнение мероприятий помогут в перспективе устранить недостатки в организации работы бухгалтерии и избежать нарушений законодательства РФ.
Графический и табличный материал
Таблицы
Таблица 1.1 Определения кассовых операций
Таблица 1.2 Корреспонденция счетов по движению денежных средств в кассе учреждений бюджетного сектора
Таблица 2.1 Общая информация о ФКУ ИК
Таблица 2.2 Показатели анализа актива и пассива баланса ФКУ ИК за 2013-2015 гг., тыс. рублей
Таблица 2.3 Характеристика бухгалтерского учета в ФКУ ИК
Таблица 2.4 Корреспонденция счетов признания доходов, применяемая в ФКУ ИК
Таблица 2.5 Корреспонденция счетов по поступлению средств в кассу и сдачи наличности в казначейство в ФКУ ИК
Таблица 2.6 Корреспонденция счетов по возврату в кассу неиспользованных подотчетных сумм в ФКУ ИК
Таблица 2.7 Корреспонденция счетов по возврату в кассу излишне выплаченной заработной платы в ФКУ ИК
Таблица 3.1 Отражение кассовых операций в бюджетной отчетности ФКУ ИК
Таблица 3.2 Отражение кассовых операций в отчетах ф. 0503127, ф. 0503128 и справки в составе баланса ФКУ ИК
Таблица 3.3 Нарушения, выявленные при исследовании организации и учета кассовых операций и рекомендации по их устранению в ФКУ ИК
Таблица 3.4 Этапы проведения инвентаризации
Таблица 3.5 Распределение функций, полномочий и ответственности при введении бюджета движения денежных средств ФКУ ИК
Рисунки
Рис. 1.1. Уровни регулирования бюджетного учета кассовых операций
Рис. 1.2. Структура организации бюджетного учета
Рис. 2 1. Организационная структура ФКУ ИК
Рис. 2.2. Структура и динамика актива баланса в ФКУ ИК за 2013-2015 гг.
Рис. 2.3. Структура и динамика пассива баланса в ФКУ ИК за 2013-2015 гг.
Рис.2.4. Организационная структура бухгалтерии ФКУ ИК в 2015 году
Приложения
Приложение 1 Определения организаций бюджетной сферы на основе норм законодательства РФ
Приложение 2 Отличия порядка ведения кассовых операций по Указаниям 3210-У и Положению № 373-П
Приложение 3 Фрагмент Устава ФКУ ИК
Приложение 4 Свидетельство о постановке на налоговый учет ФКУ ИК
Приложение 5 Бухгалтерский баланса ФКУ ИК на 31.12.2015 г.
Приложение 6 Положение о бухгалтерии ФКУ ИК
Приложение 7 Приказ об учетной политике ФКУ ИК
Приложение 8 Фрагмент графика документооборота ФКУ ИК
Приложение 9 Приказ об утверждении перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов ФКУ ИК
Приложение 10 Приходный кассовый ордер ФКУ ИК
Приложение 11 Расходный кассовый ордер ФКУ ИК
Приложение 12 Кассовая книга ФКУ ИК
Приложение 13 Фрагмент журнала операций по форме 0504071 ФКУ ИК
Приложение 14 Анализ счета 201.34 за 2015 г. ФКУ ИК
Приложение 14 Оборотно-сальдовая ведомость счета 201.34 за 2015 г. ФКУ ИК